logo

Методика проведения практических работ в теме Клеточное строение растений

Практические работы в разделе «Ботаника» планируется проводить в 6 классе. Учебная программа подразумевает, что примерно треть уроков будет либо целиком посвящена практическим работам, либо будет строиться на основе материала, полученного в ходе работ. Содержание и характер работ определяется изучаемой темой, возрастными и психологическими особенностями учащихся (например, преобладание образного мышления над логическим), материальной базой школы.

Роль практических работ, экспериментов в формировании убеждений, биологических понятий, мировоззренческих взглядов учащихся, хорошо известна. Но особенно высоко значение таких работ именно в 6 классе, где ученики впервые начинают систематически подходить к изучению биологии, здесь закладываются основы для материалистического понимания природных процессов, именно в 6 классе формируются умения и навыки, которые впоследствии будут использоваться при дальнейшем изучении естественных наук.

Большое количество опытов, предусмотренное программой, даёт учителю относительную свободу по реализации массы методов и приемов для обучения, воспитания и развития учащихся. Однако в ряде случаев, количество опытов, особенно демонстрационных, может быть увеличено сверх программы, поскольку это вызовет, и усиление мотивации учеников и даст возможность учителю полнее реализовать дидактические возможности эксперимента.

Тематика опытов определяется, конечно, школьной программой, но её было бы неплохо немного расширить и осветить такие важные задачи, как взаимосвязь организма со средой, эволюционный характер развития природы и т.д.

У учащихся в ходе проведения практических работ формируется ряд новых понятий: эксперимент, опыт, контроль, цель опыта, анализ результатов и их сравнение, вывод и др. Поэтому учитель, при подготовке опыта должен особо акцентировать своё внимание не только на самом опыте, его материале, но и на том, чтобы способствовать формированию и развитию вышеперечисленных понятий.

Можно выделить ряд самых важных понятий, которые обязательно должны быть усвоены учащимися:

Цель опыта – то, что нужно исследовать (например, цель – исследование влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза)

Результат – то, что получилось в итоге опыта (например, крахмал образовался только в освещённой части листа)

Вывод – умозаключение, обобщающее результат опыта, постановку опыта, изученный теоретический материал и осуществленное в соответствии с целью опыта (свет – условие для образования крахмала).

Биологические опыты характеризуется некоторой непредсказуемостью результатов, ведь, как правило, работа идёт с натуральными объектами и поэтому на итог может повлиять целый набор форс-мажорных обстоятельств. В таких случаях, во-первых, учителю нужно быть готовым объяснить детям, почему произошло именно так, а не иначе и, во-вторых, рекомендуется дублировать опыт, что способствует также и тому, что эксперимент будет выглядеть гораздо достовернее и объективнее.

Также очень важно – учить школьников не просто констатировать результат опыта, опираясь на теоретические знания: «это зеленая клетка, так как в ней есть хлорофилл», а учить их делать вывод из опыта: «если эта клетка зеленая, то значит в ней должен быть хлорофилл».

Учителю всегда следует помнить о том, что опыт должен быть максимально понятен ученикам и не вызывать лишних вопросов, так как у детей ещё мало знаний в других областях науки, с помощью которых возможно объяснение происходящих процессов, поэтому иногда стоит ограничиться лишь описанием внешней стороны явления, без углубления в суть («с помощью зеленого пигмента - хлорофилла растения поглощают солнечный свет, дающий энергию для образования нового растительного вещества – процесс фотосинтеза» - и не более этого).

Можно выделить несколько целей данной курсовой работы:

1. описание методики проведения практических работ в теме «Клеточное строение» с использованием увеличительных приборов и приготовлением микропрепаратов

2. описание методики ряда демонстрационных опытов, рекомендуемых включить в изучение темы «Клеточное строение»

3. дать краткий обзор имеющихся мультимедийных средств обучения и их применение при изучении темы «Клеточное строение»

Актуальность данной работы заключается в том, что необходимо дать методические рекомендации педагогам по проведению практических работ в теме «Клеточное строение» и предложить новые способы подачи материала учащимся, разработав методику проведения демонстрационных опытов.

     


    Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены