Практические работы в разделе «Ботаника» планируется
проводить в 6 классе. Учебная программа подразумевает, что примерно треть
уроков будет либо целиком посвящена практическим работам, либо будет строиться
на основе материала, полученного в ходе работ. Содержание и характер работ
определяется изучаемой темой, возрастными и психологическими особенностями
учащихся (например, преобладание образного мышления над логическим),
материальной базой школы.
Роль практических работ, экспериментов в формировании
убеждений, биологических понятий, мировоззренческих взглядов учащихся, хорошо
известна. Но особенно высоко значение таких работ именно в 6 классе, где
ученики впервые начинают систематически подходить к изучению биологии, здесь
закладываются основы для материалистического понимания природных процессов,
именно в 6 классе формируются умения и навыки, которые впоследствии будут
использоваться при дальнейшем изучении естественных наук.
Большое количество опытов, предусмотренное программой, даёт
учителю относительную свободу по реализации массы методов и приемов для
обучения, воспитания и развития учащихся. Однако в ряде случаев, количество
опытов, особенно демонстрационных, может быть увеличено сверх программы,
поскольку это вызовет, и усиление мотивации учеников и даст возможность учителю
полнее реализовать дидактические возможности эксперимента.
Тематика опытов определяется, конечно, школьной
программой, но её было бы неплохо немного расширить и осветить такие важные
задачи, как взаимосвязь организма со средой, эволюционный характер развития
природы и т.д.
У учащихся в ходе проведения
практических работ формируется ряд новых понятий: эксперимент, опыт, контроль,
цель опыта, анализ результатов и их сравнение, вывод и др. Поэтому учитель, при
подготовке опыта должен особо акцентировать своё внимание не только на самом
опыте, его материале, но и на том, чтобы способствовать формированию и развитию
вышеперечисленных понятий.
Можно выделить ряд самых
важных понятий, которые обязательно должны быть усвоены учащимися:
Цель опыта – то, что нужно исследовать (например, цель –
исследование влияние освещенности на интенсивность фотосинтеза)
Результат – то, что получилось в итоге опыта (например, крахмал
образовался только в освещённой части листа)
Вывод – умозаключение, обобщающее результат опыта,
постановку опыта, изученный теоретический материал и осуществленное в соответствии
с целью опыта (свет – условие для образования крахмала).
Биологические опыты
характеризуется некоторой непредсказуемостью результатов, ведь, как правило,
работа идёт с натуральными объектами и поэтому на итог может повлиять целый
набор форс-мажорных обстоятельств. В таких случаях, во-первых, учителю нужно
быть готовым объяснить детям, почему произошло именно так, а не иначе и,
во-вторых, рекомендуется дублировать опыт, что способствует также и тому, что
эксперимент будет выглядеть гораздо достовернее и объективнее.
Также очень важно – учить
школьников не просто констатировать результат опыта, опираясь на теоретические
знания: «это зеленая клетка, так как в ней есть хлорофилл», а учить их делать
вывод из опыта: «если эта клетка зеленая, то значит в ней должен быть
хлорофилл».
Учителю всегда следует
помнить о том, что опыт должен быть максимально понятен ученикам и не вызывать
лишних вопросов, так как у детей ещё мало знаний в других областях науки, с
помощью которых возможно объяснение происходящих процессов, поэтому иногда
стоит ограничиться лишь описанием внешней стороны явления, без углубления в
суть («с помощью зеленого пигмента - хлорофилла растения поглощают солнечный
свет, дающий энергию для образования нового растительного вещества – процесс фотосинтеза»
- и не более этого).
Можно выделить несколько
целей данной курсовой работы:
1.
описание методики проведения
практических работ в теме «Клеточное строение» с использованием увеличительных
приборов и приготовлением микропрепаратов
2.
описание методики ряда
демонстрационных опытов, рекомендуемых включить в изучение темы «Клеточное
строение»
3.
дать краткий обзор имеющихся
мультимедийных средств обучения и их применение при изучении темы «Клеточное
строение»
Актуальность данной работы
заключается в том, что необходимо дать методические рекомендации педагогам по
проведению практических работ в теме «Клеточное строение» и предложить новые
способы подачи материала учащимся, разработав методику проведения
демонстрационных опытов.