Факт - явления самой действительности. О значении фактов писал И. П. Павлов: "факты - это воздух ученого". (Как крыло птицы опирается на воздух, так ученый не может взлететь без фактов). Необходимо учитывать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения.
Проблема (задача) - это «знание о незнании», как осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно.
Догадка рождается при осмыслении фактов и попытках решения проблем. Может стать научной гипотезой.
Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда правил – требований. Термин имеет множество смыслов.
Теория – одна из устойчивых форм научного знания. Теория - (в научном смысле) - система истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений; высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирования и развития изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей. Теории оперируют не реальными объектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которыми неизбежно абстрагируются от каких - то реальных сторон объектов, и поэтому всегда дают неполную картину действительности. Теория от научной гипотезы отличается достоверностью, доказанностью. Стабильность обеспечивается ее системностью и общим характером. Чем более общее знание, тем оно устойчивее.
Структурообразующими элементами теории являются принципы и законы. Принципы и законы выражаются через соотношение двух или более категорий. Принципы - (знания не требующие доказательств наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Аспекты содержания принципов раскрываются в совокупности законов и категорий теории.
Законы служит математической моделью, конкретизацией принципа, раскрывают "механизм", действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий. Категории науки - наиболее общие и важные понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории и ее предмета.
Cхематично структуру научного познания можно представить так:
эмпирический факт → научный факт → наблюдение → реальный эксперимент → модельный эксперимент → мысленный эксперимент → фиксация результатов эмпирического уровня исследований → эмпирическое обобщение → использование имеющегося теоретического знания → формулирование гипотезы → проверка ее на опыте → формулирование новых понятий → введение терминов и знаков → определение их значения → выведение закона → создание теории → проверка ее на опыте → принятие в случае необходимости дополнительных гипотез. | |
представить следующим образом:
Итак, с начало изучаем теоретический материал, делаем эксперименты, исследования, обобщаем знания теоретические с практическими и затем делаем вывод или заключение.
Расположите представления о материи в порядке их возникновения: 1. Абсолютной пустоты не существует, физический вакуум является сложноустроенной формой материи, обладающей нетривиальными свойствами; 2. Все мировое пространство заполнено легчайшей упругой средой – мировым эфиром, колебание которого и есть свет; 3. Пустоты не существует, вселенная плотно заполнена непрерывной бесконечно делимой бескачественной материей
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5