logo

Социальные корни расизма. Научная несостоятельность расистских теорий

Англичанин Вильям Джонс, первым исследовавший санскрит, предположил, что у готского, индийского, древнегреческого, латыни и, возможно, древнеперсидского языков - есть общий предок (1770 г.). Вслед за ним эту идею развил немец Фридрих Шлегель в книге "О языке и мудрости индийцев", 1880. Вскоре языковед Клафорт ввел термин "индоевропейская группа языков". Повлияли на развитие новой лингвистики и датские языковеды, занимавшиеся тевтонскими языками скандинавских эпосов, в частности - древнеисландским языком.

Новый вклад внес в лингвистику той эпохи Якоб Гримм, зачинатель германской языковедческой школы, романтик, изучавший как фольклор, так и древнюю немецкую литературу; он обнаружил древнейшие выражения в сохранившихся народных диалектах. Вместе с братом Вильгельмом ("братья Гримм") он создал новую немецкую грамматику (1819 г.) и важнейший словарь (1852 г.).

В 20-х годах 19-го века исследователи индоевропейских языков начинают употреблять новый профессиональный термин - "ариец". В санскритских легендах этим словом обозначали древних завоевателей Индостана, и дословное его значение, по-видимому, - "хозяин", "аристократ" или "чистый", т.е. отличающийся от аборигенов.

Эти исследование были использованы расистами в своих целях. В частности, было сделано предположение, что все племена, говорящие на индоевропейских языках, состоят в кровном родстве (возможность кровного родства без родства языков, как и родства языков без кровного родства, представлялась невероятной). Так и возникли термины "арийский народ" и "потомки арийцев", хотя существовали многочисленные разногласия о том, какие именно народы должны входить в "арийскую группу". Одним из главных сочинений подобного рода стала книга швейцарца Адольфа Пише "Индоевропейские источники или примитивные арийцы". В предисловии он утверждал, что именно санскритские корни помогут понять историю человечества: в среде индоевропейцев живет "раса, которая с помощью Высших сил будет властвовать над миром". Она "выделяется красотой своей крови и интеллекта", доказательством чему служит "богатство гармоний и совершенство структуры ее языка".

19-й век дал толчок изучению еще одного пласта лингвистики - восточных языков. Катализатором этого процесса послужило открытие и расшифровка аккадского языка, сыгравшего в истории роль, подобную роли санскрита для индоевропейских. Среди лингвистов-востоковедов, в особенности тех, кто изучал иврит, выделялся в середине века француз Эрнест Ренан. Он и дал группе языков Ближнего Востока название "семитские языки", использовав библейское сказание о происхождение человечества от Шема (Сима), Яфета и Хама, сыновей Ноаха (Ноя).

В 1855 году, опубликовав "Общую историю и сравнительную систему семитских языков", он обосновал в ней общность группы этих языков и народов, использовав для их обозначения термин "семитские народы" (более подробно он развил те же идеи в "Новых мыслях об общности характера семитских народов" Сказанное выше кратко обрисовывает как истоки расизма, так и методологию расистской аргументации.

Истоки расизма

Итак, в 19 веке сложился подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества. Все его составляющие оказались объединены в книге французского аристократа-дипломата графа Артура де Гобино "О неравенстве человеческих рас" (1853-55 гг., т.е. еще до "Происхождения видов" Дарвина - это доказывает, что идеи витали в воздухе). Во Франции, на родине автора, его книга не пользовалась популярностью, но в Германии, благодаря его близкой дружбе с великим композитором Рихардом Вагнером, на сочинение Гобино откликнулись многие. Кроме вышеупомянутых постулатов ("ключ к пониманию истории таится в расовых особенностях ее субъектов", "критерии величия белой расы", похвала арийцам и проч.), творение Гобино отличалось также крайним историческим пессимизмом. Из-за недооценки миром важности расового фактора все расы, мол, перемешались, и потому в будущем нельзя будет отыскать силу, которая поведет человечество к прогрессу:

"Счастливая случайность помогла выполнить главную задачу . но мало шансов на счастливое будущее". Гобино считал, что явно поздно исправлять испорченную историю человечества.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены