logo

Представления о происхождении человека в Древней Греции.

Гераклит.

Гераклита считают основоположником диалектики. Диалектика не изъясняется в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные мысли, направленные на постижение принципа единства и борьбы противоположностей. Центральным мотивом учения Гераклита было «все течет» (понта реи). Постоянное изменение и постоянное развитие можно увидеть в его высказывании: « В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем». «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере» - бесконечность материи, ее несотворимость и неуничтожимость. Разнообразие проявлений мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной проматерии. Одна материя «живет» смертью другой. Все правится судьбой или необходимостью. С этим связано понимание закономерности – логос. Он также вечен, как мир. Мир, праматерия и логос существуют независимо от человеческого сознания. Душа человека подчинена логосу. Человек возникает из праматери, меняется, если меняется она, и, умирая, возвращается в нее же.

Платон и Аристотель.

В трудах ученика Сократа Платона философский идеализм выступает как целостная философская система, противостоящая материализму. Учение Платона охватывает широчайший круг проблем. Он создал учение о бытии мира, о душе, о познании. Мир чувственных вещей не существует истинно. Материальные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся. В них нет ничего стабильного и прочного. Истинным существованием обладают умопостигаемые, бестелесные, нечувственные формы – идеи. По отношению к чувственным вещам идеи выступают как их причины, как образцы, по которым эти вещи были созданы, как цели, к которым вещи должны стремиться. Но одних идей мало для объяснения мира. Т.к. вещи изменчивы, то они обусловлены не только идеями, бытием, Но и небытием, т.е. материей. Материя – область непрекращающегося движения, она принимает на себя идеи и превращает каждую из них во множество чувственных вещей, которые обособленны друг от друга пространством. Идеи вечны и неизменны, не зависят от пространства и времени. В отличие от них вещи изменчивы, а их свойства ограничены условиями пространства и времени. Душа до вселения в тело человека прибывает в мире идей и познает там истинно сущее, но соединяясь с телом, забывает все, что знала. Душа не зависима от тела и бессмертна. Она часть мировой души.

Ученик Платона Аристотель выступил как оппонент его учения об идеях. Идеи Платона – это двойники или копии вещей, не отличающиеся от них по содержанию. Т.к. миры вещей и идей существуют раздельно, то идеи ничего не могут прибавить к существованию вещей. Каждая единичная вещь это единство материи и формы. Для Аристотеля форма – это нечто нематериальное, но приходящее к материи из вне. Форма – действительность того, возможностью чего является материя. Противоположность материи и формы относительна. В пределах мира вещей (к которым относится и человеческое тело) возможен переход от материи к соотносительной ей форме, от формы – к материи. Человек возникает из небытия, когда Идея человека соединяется с материей и они вливаются в Форму человека. При отсутствии хотя бы одного из этих составляющих человек умирает. Ощущения человека – это отражение предметов внешнего мира, их форм и материй, но не идей.

Перейти на страницу:
1 2 

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены