logo

Умственное утомление и переутомление у школьников. Функции утомления, фазы утомления. Парабиоз Введенского. Активный отдых: механизм его действия и значение. Особенности умственного труда

Работоспособность –

способность работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.

· Вхождение в работу;

· Стадия оптимальной работоспособности;

· Неустойчивая работоспособность (необходима концентрация);

· Снижение работоспособности (трудность поддержания);

· Стадия конечного порыва.

Утомление –

временное снижение работоспособности.

Функции утомления:

1.Защитная фун-ия: сигнал организму о приближении предела раб-ти.

2.Стимулирующая функция утомления: стимулирующий процессы восстановления.

Стадии развития утомления:

1.Стадия двигательная (охранительная) возбуждающая – при умственной работе – переключает внимание; снимает напряжение.

2. Стадия охранительного торможения (вялости, апатии) – снижение раб-ти.

3. Стадия неустойчивой раб-ти: является результатом 1 стадии.

Учение Н.Е. Введенского« О Парабиозе» («около жизни»). В норме физиологического организма – адекватная реакция на раздражители. На слабые раздражители слабые реакции, на сильные раздражители сильные реакции.

А. При утомлении возникает уравнительная фаза парабиоза (на слабые и сильные раздражители следует одинаковая ответная реакция) (25%учащихся).

Б. Стадия парадоксальная. Когда на сильные раздражители были слабые реакции, а на слабые раздражители сильные реакции. (10 %)

Утомление: -острое (при однократном выполнении работы);-хроническое (формирование на недовостановлении)

В. Стадия парабиоза. Когда организм не отвечает на сигналы. Отсутствие ответной реакции.

Переутомление– патологическое состояние организма, при достижении которого работоспособность не восстанавливается полностью при коротком отдыхе. Состояние нарушение процессов взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга застойное возбуждение и торможение) – застойные состояния.

Симптомы переутомления: нарушения сна, нарушения аппетита, частые болезни, появление вредных привычек, нарушения памяти, капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность и т.д. Оно ведет к повышению или понижению давлению (ВСД), нарушена система пищеварения, хроническая усталость.

Лечение и профилактика: правильное питание, двигательный режим, лекарственные препараты. продолжительный отдых, витамины, водные процедуры, правильная организация сна. Чтобы предупредить переутомление, необходимо рационально и правильно организовывать труд школьника.

Активный отдых(Сеченов И. М.):

1.При определенной работе утомление возникает в определенных центрах. Активность этих центров стимулирует интенсивность этих центров по закону одновременной индукции. Оно ускоряет их торможение.

2.Включается в работу система кровообращения и дыхания, усиливается кровоотток и т.д. – способствую процессу восстановления. В организме увеличивается количество гормонов радости – эндорфинов. При этом активизируется правое полушарие.

Интеллектуальная деятельность отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение ЦНС и органов чувств при ограниченной двигательной активности.

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены