logo

Применение гормонов в животноводстве

Прежде всего, необходимо осознать, что натуральные и синтетические гормоны, которые имплантируют сельскохозяйственным животным, имеют структуру, аналогичную человеческим гормонам, и обладают той же активностью. Поэтому все американцы, за исключением вегетарианцев, с раннего детства находятся на своеобразной гормональной терапии. Конечно, количество гормонов, попадающих в организм с мясом, не так велико, но, оказывается, даже небольшое отклонение от нормальной концентрации гормонов может сказаться на физиологии организма.

Особенно важно не нарушать гормональный баланс в детском возрасте, так как у детей, не достигших полового созревания, концентрация половых гормонов в организме очень низка, и малейшее повышение уровня гормонов существенно. Следует также опасаться влияния гормонов на развивающийся плод, так как в период внутриутробного развития рост тканей и клеток регулируется точно отмеренным количеством гормонов. Экспериментально показано, что все гормоны, применяемые в животноводстве, хорошо проходят через плацентарный барьер и попадают в кровь плода.

Но, конечно, наибольшее беспокойство вызывает канцерогенное действие гормонов. Экспериментально доказано, что половые гормоны стимулируют рост многих разновидностей опухолевых клеток, например, рака груди и матки у женщин, и рака простаты у мужчин.

Интересные данные были получены учеными из Бостона. Они обнаружили, что риск развития гормонально-зависимых опухолей у женщин напрямую зависит от уровня потребления мяса в детском и подростковом возрасте. Больше мяса — чаще опухоли. Такая вот простая закономерность. Остается добавить, что в США с 1970-х годов и до недавнего времени наблюдался заметный рост заболеваемости раком груди. В последние годы ситуация несколько стабилизировалась, но все равно ежегодно от рака груди умирают 40 тысяч человек, и диагностируется порядка 180 тысяч новых случаев.

Не только гормоны

Если о том, вредны ли мясные гормоны, ученые продолжают спорить, то в другом вопросе они достаточно единодушны. Диета, в которой преобладает мясо, повышает риск развития ряда злокачественных опухолей (преимущественно рака прямой кишки). Причин называют несколько. Прежде всего, при жарке, и особенно при приготовлении так любимого американцами барбекю (а также любимого россиянами шашлыка), в мясе образуется много канцерогенных соединений. Кроме того, канцерогенным действием обладают нитриты и нитраты, которые добавляют в мясо для подавления роста бактерий (в частности, бактерии ботулизма) и для придания ему свежего розового цвета. Так как мясопродукты обычно продаются в пластиковых упаковках, в мясо может проникать канцерогенное соединение бисфенол А, содержащееся в пластике. Развитию опухолей способствуют и насыщенные жиры мяса (они же повышают "плохой" холестерин, что ведет к сердечно-сосудистым заболеваниям).

И, наконец, с загрязненными кормами в мясо могут попадать токсины. Например, осенью 2008 года в свинине ирландского производства был обнаружен диоксин — тот самый яд, которым отравили Ющенко. Как выяснилось, корма, зараженные диоксином, были проданы в 37 свиноферм Ирландии. Из-за того, что в современном интенсивном животноводстве в корм животным идет всевозможная органика самого разного происхождения, включая промышленные отходы, риск попадания в мясо канцерогенных веществ постоянно существует.

Врачи рекомендуют есть мясо умеренно (чем старше человек, тем меньше мяса он должен есть) и разнообразить свой рацион фруктами, овощами и продуктами из цельного зерна. Но типичная американская диета выглядит иначе. Из-за того, что мясо относительно дешево, хорошо насыщает, и его легко приготовить, именно оно и стало основой питания. Но не только поэтому. Гигантским мясным корпорациям нужен потребитель, который потребляет много и регулярно. И они заманивают этого потребителя, не жалея сил на рекламу. Например, когда у нас в штате прошла очередная волна беспокойства по поводу коровьего бешенства (mad cow disease) и спрос на мясо упал, в городе Сиэтле повсюду были расклеены плакаты, изображающие корову с надписью "Съешь меня!" Другим хорошо известным рекламным призывом, пропагандирующим потребление мяса, является "Beef. It's what's for dinner". (Говядина. Это то, что на ужин.) Реклама идет с 1992 года в печати, по радио и на телевидении. В последнем варианте она сопровождается картинками гор, моря и иных пейзажей, выложенных из кусочков мяса, и призывом "открыть силу белка в стране нежирной говядины" (Discover The Power of Protein in the Land of lean Beef).

Выбор потребителя

Очевидно, что ни укоры совести, ни увещевания не могут заставить мясные компании изменить свое отношение к животным и начать улучшать условия их содержания. Сделать это могут либо законы, либо необходимость. Если, например, ученые найдут настолько неопровержимые доказательства вреда гормонов в животноводстве, что правительству придется ввести соответствующий запрет, тогда, возможно, улучшать качество мясо придется как-то иначе, например, повышая качество корма или обеспечивая животным на кормовых базах больше свободы передвижения. Но неплохо было бы, чтобы производить мясо теми методами, которые практикуются сейчас, стало бы вдруг невыгодно. Произойти это может только при одном условии — если людям, покупающим мясо, будет не все равно, в каких условиях содержали животных.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены