logo

Понятие метода и методологии. Классификация методов.

Выше мы отметили, что выбор метода зависит, прежде всего, от характера объекта познания. Однако, эта функциональная зависимость вовсе не говорит о том, что применяемый в конкретной области знания метод не может проникать в другие его области. Наоборот, наряду с происходящими в развитии современного научного знания и органически связанными друг с другом процессами дифференциации (разветвления наук) и интеграции наук (объединения) не редким является и «экспансия» методов, т.е. переход их из одной области знания в другую. Так, в настоящее время методы химии успешно начинают проникать в геологию (геохимия), биологию (биохимия); методы физики – в математику (математическая физика), в биологию (биофизика), геологию (геофизика); методы математики – в линг­­вистику (математическая лингвистика), биологию, химию, геологию и другие науки.

Область применения метода и возможность «экспансии» зависят не только от характера объекта познания, но и способов познания, использующихся в научной практике. Способы познания, расположенные между познающим субъектом и объектом познания и обеспечивающие их взаимосвязь, по своему составу являются сложными, содержат приборы и модели. Характер использующегося в научном исследовании метода существенно зависит от характера способа познания. Например, визуальное наблюдение небесных тел стало возможным только после изобретения телескопа, наблюдение не видимых глазу мелких тел (бактерий, клеток) стало возможно только после изобретения микроскопа.

Таким образом, выбор применяемого в научном исследовании метода познания является свободным, он обуславливается с одной стороны особенностями способа познания. Однако в связи с этим, закономерности, выраженные в системе эмпирических и теоретических знаний объекта и способов познания, посредством метода превращаются в нормы и правила деятельности субъекта. Поэтому понятие «метод научного познания» вошло в содержание категории «субъект познания», стало одной из форм разумной, целенаправленной деятельности человека, направленной на изучение действительности, и теоретического освоения действительности.

В существующей философской литературе наряду с понятием «метод» используется близкое ему по содержанию понятие «методология». Однако, ни в философской, ни в специальной научной литературе нельзя встретить более и менее точного определения этого понятия. В существующей философской литературе понятие методологии используется в основном в следующих значениях: 1) способ подхода к явлениям природы и общества, другими словами как учение о методе; 2) как учение о способах, использующихся для достижения цели, решения определенной задачи, другими словами как теория; 3) учение о способах исследования, другими словами как методика; 4) совокупность способов исследования, применяемых в той или иной области науки, другими словами, как метод.

Как видно, понятие «методология», находясь в различных плоскостях, носит многозначный характер. Какую из вышеперечисленных точек зрения можно считать более вероятной и достоверной? Отметим, что принятая в методологической литературе точка зрения о том, что методология – это учение о методах, считается более вероятной. Потому что только в этом случае методология, управляя адекватным отражением объективной действительности и закономерностей познания, а также творческим мышлением человека, сумеет правильно направить его практическую и познавательную деятельность.

Палитра методов научного познания разнообразна. И причина этого ясна: согласно своей природе каждый предмет, каждое явление бесконечного и разнообразного материального мира требует к себе особого способа подхода, специфического метода исследования. Это в свою очередь предоставляет возможность классифицировать методы по различным принципам в зависимости от позиций в научном исследовании и роли в развитии науки. В современной науке особенно широко распространилась классификация по степени общности методов. Согласно этому принципу методы условно делятся на три большие группы:

1) Специальные методы, применяемые только для исследования определенных явлений действительности и непользующиеся строго определенно в рамках одной науки: например, в математике – метод математической индукции, в физике – метод спектрального анализа, в космологии – метод реактивного распада, в биологии – метод гибридизации, в литературе – метод реализма и т.д.

2) Общие методы, применяемые в целом ряде наук научного познания, а иногда во всех науках. Эти методы применяются не на всех уровнях процесса конкретного познания, а обычно на тех конкретных уровнях, которые раскрывают строго определенные стороны, свойства и особенности объекта познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент, моделизация и формирование являются такими методами.

3) Самые общие методы, применяемые во всех областях действительности и на всех уровнях процесса конкретного познания. Самым общим, универсальным методом научного познания является диалектика. Несмотря на то, что диалектический метод содержит общеметодологические принципы познания, сам по себе он не может заменить специальные методы научного познания и даже не ставит перед собой такой цели. Каждый конкретный предмет познания изучается не только на основе общей методологии, а также на основе специальных методов. Специальные методы познания органически связанные с диалектическим методом, в безраздельной связи с ним оказывают влияние. Влияние диалектического метода на ход и результаты познания реализуются посредством специальных методов. Что касается общих методов научного познания необходимо отметить, что они по многим сторонам схожи с самыми общими методами. Это сходство заключается не только в применении многих общих методов как самых общих методов во всех науках, но и в том, что общие методы не отдельно от диалектического метода, а в органической связи с ним оказывают влияние.

Перейти на страницу:
1 2 3

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены