logo

Природа в системе мировоззрения.

Окружающая человека природа, по своей качественной характеристике делится живую и неживую. Для изучения внешнего мира, для того чтобы найти правильную ориентацию в нем и для определения оптимальной взаимосвязи с ним, с одной стороны имеет значение живая и неживая природа, с другой стороны наука и практика определения различий между живыми и неживыми. В разные периоды человеческой культуры, даже с начала ее зарождения люди самыми примитивными способами старались отличить живое и неживое. Например, согласно системе мыслей, присущих анимизму, которая характеризовала первобытных людей, не только у людей, но и у неживых предметов существует душа, и они существуют до тех пор, пока душа их не покинет.

Другая система взглядов, известная в истории мысли человечества - гилозоизм. Сторонники этого взгляда, определяя все существующее как живое, в общем, отождествляли жизнь всем существующим. С первого взгляда кажется, что для гилозоизма полностью теряется значение различия между живым и неживым. Однако это далеко не так, это различие сохраняется в системе существующих взглядов. Таким образом, здесь не только жизнь, но и смерть, которая понимается как необычное существование, считается реальным. С течением времени главной причиной различия живого и неживого в различном раскладе и в различном масштабе. Человек питается живым, живое становится для него объектом охоты, рыбалки, собирания и т.д. Также из живых существ он изготавливает одежду, защищающую его от холода, дождя, снега, мороза.

Первобытный человек с течением времени стал предполагать, что некоторые животные находятся в родственной связи с ним. Нашедшая свое первоначальное выражение в тотемизме (характерном только для общинного строя) эта тенденция показывает, что первобытные люди приравнивали предков своего рода с конкретными животными (тотемон). Например, таким тотемном для тюркских племен являлся волк, для славян – голубь, для индийцев – корова и змея. Зародившиеся у людей от определенных чувств и отношений подобная раздвоенность, амбивалентность с течением времени нашли свое первоначальное выражение в религиозных и мифологических взглядах общества, в нравственных и эстетических нормах. Например, одна из норм, находящихся у истоков культуры человечества, наложила табу (запрет) на убийство животных и поедание их мяса. Сторонники этого запрета живут сейчас и в наши дни (поклонение корове в Индии).

Вышесказанное еще раз показывает, что зависящее от уровня развития научного познания соотношение живого и неживого, а также их противопоставление друг другу воплощалось в жизнь в разные периоды по-разному.

Представления и данные о живом, полученные на основе практической деятельности, присущи биологическому познанию. Охватывающая широкую и очень существенную область научного познания современная биология исследование живого осуществляет специальными, познавательными средствами и методами научного познания. Современные биологические и научные данные, полученные в ходе изучения непосредственного практического взаимовлияния человека и живого, дополняются данными других наук (сельское хозяйство, биотехническая и медицина), которые так же направлены на изучение этого взаимовлияния. Например, биотехнология, искусственным путем удовлетворяющая разные потребности человека, предоставляет возможность получить многие вещества и продукты. В современный период все возможные данные о живом предоставлены биологией. В связи с этим возникает такой вопрос: в чем заключается роль философии в познании жизни, живого? Смогут ли биологи обойтись без философских знаний в изучении жизни. В бывшей стране советов обсуждение этих вопросов носило резкий характер.

В биологии живое изучается как объект познания. Однако отношение человека к живому разносторонне и пестро, это отношение наряду с познавательной и практической обладает также эстетической и этической сторонами. Безусловно, результаты и достижения биологического познания сами по себе имеют определенную ценность. Оказывая влияние на мировоззрение человека, биологическое познание его развивает и, в свою очередь, это развивает мировоззрение биологического познания, т.е., изучение с философской точки зрения приобретает важное значение. В сущности, эту проблему, носящую философский характер, можно решить лишь совместными усилиями философии и биологии. Выясняя роль философии в познании сущности жизни нельзя умолчать о том, что жизнь для биологии является объектом познания и в этом значении является противоположностью изучающему его объекту. Однако с точки зрения существования человека, жизнь не может быть только объектом познания; так, впитывая в себя зерна жизни, это существование становится ее продолжением и проявлением. Биология рассматривает живое как бы со стороны и поэтому она в состоянии дать адекватные знания о живом. В отношении к живому философия преследует совсем иную цель.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены