logo

Обзор практических работ по теме: «Клеточное строение растительного организма» в разных учебниках.

Ниже приведен краткий обзор предлагаемых практических работ по теме: «Клеточное строение» в трех различных учебниках.

1.

В.В. Пасечник Биология 6 класс (2002г)

В первом параграфе этой темы идёт подробный рассказ об увеличительных приборах, которые будут впоследствии применяться в работе – микроскоп и лупа. Даны определения основным частям микроскопа и краткие правила его эксплуатации. Подача этого материала должна идти в виде краткого инструктажа.

Параграф 2 – «Строение растительной клетки». В этом параграфе описана сама лабораторная работа – это самостоятельное приготовление микропрепарата растительной ткани и последующее его изучение под микроскопом, выполнение рисунка и ответы на вопросы, представленные в конце работы.

Последующие параграфы этой темы – «Жизнедеятельность клеток», «Ткани» изучаются с использованием тех результатов, которые были получены учащимися в ходе выполнения лабораторной работы.

2.

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др. Биология 6 класс (2001г.)

Также, как и в вышеописанном учебнике, тема «Клеточное строение» вынесена в отдельный раздел. Содержание параграфов в целом аналогично учебнику «Биология» 6 класс В.В. Пасечника:

ü Увеличительные приборы.

Лабораторная работа – приготовление микропрепарата.

ü Строение растительной клетки на примере изучения препарата.

Лабораторная работа – приготовление препарата кожицы лука.

ü Жизнедеятельность клетки.

ü Ткани.

Подача материала аналогична учебнику Пасечника. Единственное, отмеченное отличие, это несколько увеличенный объем лабораторных работ в части самостоятельного приготовления микропрепаратов – это очень тонкая работа и ученикам будет весьма полезна такая тренировка, что будет способствовать не только изучению конкретного материала, но и развитию мелкой моторики, воспитанию терпения и усидчивости.

3.

В.А. Корчагина Биология 6 класс (1992г)

Из всех рассмотренных учебников, в этом наиболее обширно представлены практические работы в теме «Клеточное строение». Последовательность подачи самого материала аналогична вышеописанным учебникам: строение клетки, её функции и жизнедеятельность, понятие о тканях растения.

ü Работа 1: Устройство лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами. В этой работе разъясняется значение и функции увеличительных приборов, ученики изучают строение микроскопа, названия и функции основных его частей, определяют увеличительную способность микроскопа.

ü Работа 2: Клеточное строение растений. Учащиеся изучают мякоть плода томата, арбуза, мякоть клубня картофеля вначале невооруженным взглядом, а затем при помощи лупы, выполняют рисунок увиденной клеточной структуры.

ü Работа 3: Препарат кожицы лука под микроскопом. В этой работе учащиеся самостоятельно приготавливают микропрепарат, окрашивают его, изучают под микроскопом и выполняют рисунок, обозначая основные части клетки. Здесь либо учитель подробно инструктирует, как нужно готовить препарат, либо учащиеся работают абсолютно самостоятельно, по алгоритму, описанному в учебнике.

ü Работа 4: Пластиды в клетках листа. В этой работе также приготавливается микропрепарат, изучается под микроскопом и выполняется рисунок. Ученики закрепляют навыки, полученные в предыдущих работах.

При выполнении последующих практических работ, но уже по другим темам, также не раз используются увеличительные приборы, например, в работе по изучению внутреннего строения ветки дерева.

На основании изучения материалов учебников по теме «Клеточное строение растительного организма» можно сделать вывод, что в большинстве учебников предлагаются в целом однотипные работы, которые подразумевают изучение устройства увеличительных приборов, приготовление микропрепаратов, их изучение с последующим выполнением рисунка. Такой вид работы очень плодотворен, ученики приобретают весьма важные навыки, идёт эффективное усвоение материала, понятие «клетка» перестает быть чем-то аморфным и невидимым и что весьма важно – развивается самостоятельность и ответственность, аккуратность, ведь успех работы зависит от сочетания целого ряда факторов – это и практические умения, и теоретические знания.

Перейти на страницу:
1 2

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены