logo

Методика проведения практических работ в теме «Клеточное строение растительного организма».

Недостаток такого опыта – очень мелкие размеры модели, но учитель может пронести модель по всему классу, либо заложить сразу несколько опытов.

«Клеточка Траубе»

Это опыт, показывающий модель клетки растения и ряд её свойств – поглощение воды и полупроницаемость мембраны. Он очень прост в проведении и можно, в ряде случаев, видоизменить его из демонстрационного в учебный - ученики, разбившись по парам, самостоятельно его осуществят, руководствуясь либо инструктивной карточкой, либо словами учителя.

Ход работы:

В пробирку наливается ~10 мл раствора CuSO4 с концентрацией 1.5H. В раствор опускается один кристаллик желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. На границе соприкосновения раствора и кристалла образуется пленка железосинеродистой меди и «клетка» начинает расти. Пленка является идеально полупроницаемой: пропускает только воду, не пропуская растворенные вещества. Так как концентрация раствора желтой кровяной соли, окружающая кристалл, выше, чем концентрация внешнего раствора CuSO4, поступление воды идет внутрь мешочка – процесс протекает абсолютно аналогично процессу, идущему внутри настоящей растительной клетки.

По результатам работы следует задать ряд вопросов ребятам:

· Почему «клетка растёт»? (потому что через пленку проходит вода в клетку)

· Почему вода не выходит из клетки? (на этом вопросе очень хорошо объяснить само понятие «полупроницаемость» - это способность мембраны клетки пропускать одни молекулы и ионы, задерживая при этом другие, в данном случае мембрана пропускает растворитель (воду), задерживая при этом частицы растворенного вещества)

· Как происходит рост? (клетка набухает от воды, увеличиваясь в размерах)

В конце работы нужно сделать рисунок результата опыта и написать вывод, ответив на вопросы.

Использование средств мультимедиа при проведении практических работ в теме: «Клеточное строение»

Современные информационные технологии достигли такого уровня развития, что их использование становиться не просто желательным, а обязательным в процессе изучения не только предмета «биология» в общем, и конкретной темы в частности, а и при изучении ряда других школьных предметов. Фактически, возможности мультимедийных средств обучения ограничиваются только тремя факторами: творческими способностями педагога, его умениями, связанными со способностью работать на компьютере, используя программные пакеты высоко уровня сложности (редакторы 3D графики) и материальной оснащенностью школы. Компьютерные средства обучения имеют массу преимуществ перед «классическими» – таблицами, плакатами, схемами. Они более наглядны, позволяют демонстрировать изображения (к примеру, электронные микрофотографии) любой сложности и детальности, возможна демонстрация видеофрагментов; дают возможность задействовать все органы чувств учащихся – усвоение видео и аудио информации. Появляется возможность осуществить единовременную работу всех учеников, при использовании переносных компьютеров. Используя цифровые фотоаппараты и электронные окуляры для микроскопов (выводящие изображение на монитор) возможно создание отчетных работ, рефератов, докладов, проектов.

При изучении темы «Клеточное строение» можно использовать следующие средства: презентации, демонстрация микрофотографий, специальные электронные окуляры для микроскопов, трехмерные демонстрационные опыты с участием модели растительной клетки и прочее.

Создание трехмерной модели клетки и использование её при изучении данной темы видится очень выгодным решением, несмотря на высокую трудоемкость и сложность подготовки материала. Требуется очень высокая квалификация педагога, простого знания компьютера на уровне пользователя здесь недостаточно. Сама модель клетки не представляет никакой сложности – работа выполняется в любом редакторе 3d – графики и представляет собой пространственный многоугольник заданной сложности. Внутри многоугольника находятся объемные схематические модели органоидов. Сложность заключается в дальнейшей работе с этой моделью, как её использовать, например, возможно создание видео ролика, демонстрирующего поступление воды в клетку. В принципе, можно ограничиться только самой моделью – использовать её лишь как часть другой работы, например, презентации, которая будет демонстрироваться в начале изучения темы «Клеточное строение».

Очень перспективным и интересным выглядит использование электронных окуляров для обыкновенных школьных световых микроскопов. Этот окуляр представляет собой устройство, которое устанавливается вместо стандартного окуляра, и подключается к компьютеру. С помощью соответствующего программного обеспечения осуществляется вывод изображения на монитор и последующая работа с ним: увеличение и уменьшение, изменение контрастности и яркости, фокусировка на отдельных областях исследуемого объекта, распечатка изображения. Этот метод гораздо функциональнее обыкновенной работы с микроскопом и помимо своей функции в обучении, он не оказывает столь большой нагрузки на физическое состояние учеников, ведь известно, что некоторым детям с ослабленным зрением крайне вредно подолгу работать с микроскопом.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5

 


Copyright © 2013 - SimpleBiology.ru - Все права защищены